Заходим в кафе поужинать и везде видим семьи с детьми. Каждый ребёнок в планшете. Даже если он еще толком ходить не научился, я уж молчу про тех, кто постарше. Чтобы сидел тихо и не мешал родителям. Родители радостно отдыхают, а дети со стеклянными глазами смотрят свинку Пеппу, каких-нибудь Лунтиков и ещё что-нибудь. Наши дети – безо всяких устройств, поэтому шумные, живые, бегают иной раз по кафе, особенно если еду пока не принесли.
С раннего детства дети просят у Деда Мороза планшет, а родители радостно эту просьбу выполняют. Даже в начальной школе многие дети уже не просто с телефонами, а со смартфонами. И попробуй не купи, ведь у всех есть! В жизни современных детей гаджеты появляются очень рано. Мультики им включают уже с года, в этом же возрасте дают побаловаться планшетом.
Это вроде как удобно для папы и мамы – немного тишины и покоя. Но за все есть своя цена.
Пока дети маленькие, это умиляет, вызывает восхищения, мол, какой прогрессивный ребенок растет! А потом ему исполняется 12-13-14, и его никак не достать из виртуальной реальности, и уже этот вопрос не решить запретами. Уже появился и сформировался устойчивый вкус.
Когда-то у нас тоже было так принято, у старшего iPad появился в пять лет (бабушка подарила), среднему было два с половиной, когда мы купили ему свой планшет, чтобы они не дрались за него. И да, было в этом особое удовольствие. Сидишь в кафе и тишина. Можно и поесть, и поговорить. Иной раз даже можно забыть, что где-то есть дети. Как будто мы вдвоём, у нас романтичное свидание.
Старший умело орудовал «злыми птицами», мастерски проходя самые сложные уровни, средний забрасывал лягушке в рот леденцы. А мы думали, что все хорошо и правильно. Время такое, когда без этого никуда и никак! Иной раз планшеты здорово выручали – в парикмахерской, например, или у врача во время сдачи анализов.
Мы долго убеждали себя, что это полезно:
Период, когда мы так жили, продлился полгода. У старшего чуть больше (он раньше начал).
Но потом открылись и минусы. Достаточно серьезные. На которые закрывать глаза не получалось.
И мы решили отказаться от такого способа занять детей. Совсем. На нашу удачу у младшего планшет сломался. Мы просто не стали его чинить. Планшет же старшего был случайно (или неслучайно?) сломан папой и починке даже не подлежал. Мы не стали покупать новые «занимашки».
Хотя было сначала очень непросто. Мы столкнулись с рядом трудностей:
Задача была сложная, но творческая. Со средним сыном было проще — ему все-таки было три с небольшим, стаж был всего полгода. Старший в свои семь сопротивлялся намного сильнее. Это было трудно, но оно того стоило. Прошло уже три года – и я вижу, что все это было не зря и очень вовремя.
Да, пришлось пережить непростые времена. Да, тишины в доме стало намного меньше. Да, в кафе часами уже не посидишь и часто не поговоришь. Да, нужно придумывать им занятия в сложных местах, носить с собой карандаши и раскраски, например. Да, приходится и самим меньше сидеть в экранах и перестать играть (а ведь когда-то мы так здорово с мужем гоняли «по сетке»!). Да, какие-то вещи как буквы или цифры приходится учить с ними самим и превращаться в попугаев. Да, теперь iPad не может себе купить даже папа. Но оно того стоит.
Да, отдельно выделю вопрос воспитания себя. Потому что дети многие модели берут с родителей – так или иначе.
Как я уже сказала, мы сами перестали играть в игры – несмотря на то, что нам это тоже нравилось. Мы стали использовать телефоны только для работы. И теперь ребенок может заглянуть в экран, увидеть там какие-то буквы и цифры, узнать, что мама, например, так работает (набирает статьи в заметках), а папа отвечает на письма. Это уже не так интересно и не так манит. Даже при таком использовании гаджетов, все равно приходится постоянно себе напоминать о том, что неплохо было бы убрать их прямо сейчас – за столом, в кровати, на улице. Поэтому воспитывать самих себя приходится еще серьезнее.
Скажу сразу — мультики смотрим, о них мы поговорим чуть дальше, пока давайте разберемся с планшетами и смартфонами.
Освоить гаджеты они успеют всегда, но успеют ли они получить заряд любви к реальной жизни? Или вы правда думаете, что бабушки и дедушки все это освоить могут за неделю, а дети, которым будет, например, по 20 — уже нет? Научатся ли они общаться, любить и жить в этом реальном мире? Научатся ли себя слышать, чувствовать, жить в гармонии с телом? И кто будет заниматься их воспитанием? Мы? Или кусок железа?
Прошло уже три года. Лука до сих пор не знает, что iPhone можно играть, как им управлять, и до двух лет вообще не смотрел мультики. Да и сейчас мультикам он предпочтёт ковыряния в земле. Старшие же могут потыкать в iPad где-то в магазине техники, но спокойно уходят оттуда, не прося домой такую же штуку. И даже на детей с гаджетами смотрят спокойно, без зависти и без залипания в чужом экране.
А лучший гаджет — это природа. Океан, деревья, песок, трава, цветы, фрукты, земля, солнце, реки, снег, животные. Это всегда на пользу, развивает в детях столько всего, что перечислить не хватит пальцев.
Пройдет время – и конечно, у каждого из них появится телефон. Вопрос лишь в том, как они будут его воспринимать – как легкий способ ухода от реальности? Или как инструмент, с помощью которого можно работать, звонить, писать смс, фотографировать?
Автор - Ольга Валяева